Верховный суд Российской Федерации (далее – ВС РФ) в деле о банкротстве застройщика АО «Новая Скандинавия» пояснил, чем отличается машино-место от нежилого помещения.

Застройщика по договору долевого строительства признали банкротом. Один из дольщиков обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о включении в реестр требования о передаче двух квартир и двух машино-мест.

Требования в части квартир суды первой, апелляционной и кассационной инстанций удовлетворили, а вот в части машино-мест их позиции разошлись.

Первая инстанция решила трансформировать требование в части машино-мест в денежное и включить его в четвертую очередь. Причина - к нежилым помещениям не применяются нормы закона о банкротстве, которые направлены на защиту социальных прав участников строительства.

Суд апелляционной инстанции с этой позицией не согласился. В Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 13.07.2020 были внесены изменения, которые позволяют включать требования о передаче машино-мест в реестр требований, касающихся жилых помещений.

Суд кассационной инстанции поддержал суд первой инстанции. Дополнительно было отмечено, что под нежилым понимается помещение, площадь которого не больше 7 квадратных метров. А машино-места превышают указанные параметры, поэтому их нельзя включать в реестр требований, касающихся жилых помещений.

ВС РФ своим определением от 21.01.2021 № 307-ЭС20-4804(7) оставил в силе постановление апелляционного суда. В Законе о банкротстве установлен одинаковый правовой режим для требований дольщиков о передаче жилых, нежилых помещений и машино-мест. При этом законодатель разграничивает понятие «машино-место» и «нежилое помещение». Так, для нежилых помещений определена максимально допустимая площадь. Для машино-мест таких ограничений нет.