В связи со стремительным развитием информационных технологий, увеличением объёма безналичных платежей и развитием онлайн-продаж, а также из-за доверчивости и невнимательности граждан дистанционные преступления приобрели массовый характер.

Мошенники часто обзванивают своих жертв от имени следователей, участковых уполномоченных, сотрудников ГИБДД. Убеждают поучаствовать в «операции государственной важности», угрожают причинением физического вреда, завладением жилплощадью или рассказывают о том, что близкий человек попал в беду, и для того чтобы всё уладить, требуются денежные средства.

Чтобы не попасть в ловушку фейковых полицейских, нужно запомнить несколько простых правил. Прежде всего, выяснить, кто вам звонит: фамилию, имя, звание, должность «сотрудника правоохранительных органов». Мошенники обычно после этого кладут трубку. Можно попросить прислать официальную повестку. Жулик скажет, что вопрос срочный и не терпит отлагательств, настоящий же полицейский согласится направить документ. ВАЖНО ЗНАТЬ, что сотрудник правоохранительных органов НИКОГДА не будет запрашивать полный номер банковской карты, CVC-код и код из СМС.

Преступники часто играют на чувствах добропорядочных граждан. Именно на них рассчитана схема, в которой мошенники сообщают жертвам о том, что те задолжали государству или управляющей компании крупную сумму денег.

Чтобы не лишиться своих сбережений, любую информацию, поступающую от якобы государственных органов, надо перепроверять по официальным контактам организации.

Нередко злоумышленники представляются сотрудниками службы безопасности банка, сообщают о сбое в системе или о мошенниках, которые хотят похитить деньги со счетов. Также просят назвать реквизиты карт, секретный код, который приходит в СМС-оповещениях, либо просят жертву пройти до ближайшего терминала или банкомата и произвести действия с картой, которые они будут диктовать. В результате у человека списываются все денежные средства со счетов.

Может поступить звонок от якобы сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи. Он предлагает подключить новую услугу или, наоборот, её отключить, а также вернуть излишне потраченные денежные средства за пользование сотовой связью. Для этого предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счёта абонента на счёт злоумышленника.

В подобных случаях необходимо сразу связаться с сотрудниками банка или оператором сотовой связи.

Наиболее уязвимая категория граждан, которые становятся жертвами дистанционных преступлений, - это люди пенсионного возраста. Они доверчивы и порой наивны. На это и рассчитывают аферисты, желающие обманом получить лёгкие деньги.

Несмотря на то, что о наиболее распространённых схемах мошенников постоянно говорится и пишется, бабушки и дедушки продолжают верить на слово незнакомым людям и добровольно отдают свои накопления.

Чтобы помочь родным и близким защититься от жуликов, следует объяснить им, что спешка и паника в делах, касающихся денег, может обернуться их потерей. Расскажите своим пожилым родственникам, что НЕ СТОИТ ВЕРИТЬ человеку, даже если он представился работником поликлиники, полиции, прокуратуры, социальной службы и так далее.

Подключите услугу «Проверка операций близкого». Когда ваш родственник захочет перевести кому-то деньги, вы получите на свой телефон уведомление. Операция пройдёт только после вашего подтверждения.

Самое главное - не только рассказать пожилым людям о способах мошенничества и мерах предосторожности, но и оказать поддержку. Пусть ваши родители, бабушки, дедушки, одинокие пожилые соседи и знакомые не стесняются звонить вам в любых ситуациях. Будьте всегда на связи.

 

Газета «Петровка 38»